МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Материально техническое оснащение ДОУ - важная сторона создания комфортных условий пребывания ребенка в детском саду. Совместными усилиями работников и родителей ДОУ для детей создана предметно-пространственная развивающая среда, оборудованы помещения для занятий детской деятельностью. Предметно-развивающая среда детского сада способствует обогащенному развитию и воспитанию, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе помогает осуществлению комплексно-тематического подхода. При создании предметно развивающей среды коллектив руководствовался следующими принципами:
• Полуфункциональность среды - предметная развивающая среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле многофункциональна;
• Трансформируемости среды - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
• Вариативности - педагоги используют модельные варианты развивающей среды для разных видов детской деятельности.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Состояние материально технической базы Учреждения, обеспечивает организацию жизни детей в детском саду и соответствует приоритетным направлениям деятельности. Каждая группа имеет групповое помещение, приемную, умывальные комнаты. Группы оборудованы необходимой мебелью, мягким инвентарем. Планировка и оборудование помещений детского сада и прилегающей к нему территории осуществляется с учетом реализуемой программы и целей образовательной работы ДОУ.
Оборудованные учебные кабинеты
В МБДОУ д/с «Соловушка»" имеется 6 групповых помещения, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, кабинет учителя – логопеда, педагога - психолога, музыкально-физкультурный зал.
В состав групповых ячеек входит:
- раздевальная (приемная) комната - для приема детей и хранения верхней одежды;
- групповая комната - для проведения игр, занятий, приема пищи;
- спальная комната;
- туалетная (совмещенная с умывальной).
Все групповые комнаты эстетично и с любовью оформлены сотрудниками детского сада. В группах имеется игровой материал для познавательного, музыкального и физического развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр и игр, способствующих развитию дошкольников в основных образовательных областях. Развивающая среда организована с учетом ФГОС , интересов и способностей детей, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги моделируют среду жизнедеятельности, ориентируясь на устройство объективного мира. В группах детского сада оборудование размещено по принципу центрирования. ДОУ располагает достаточным количеством материально-технических пособий и оборудования для работы с дошкольниками: аудио и видеосредства, развивающие игры, разнообразные сюжетно-игровые наборы и игрушки для развития в разных видах деятельности, демонстрационный иллюстративный материал, всевозможные виды театров; атрибуты и элементы костюмов для различных видов игр, а также материал для их изготовления;
Большое внимание коллектив дошкольного учреждения уделяет физкультурно-оздоровительной деятельности. В спортивном зале имеется спортивный инвентарь: обручи пластмассовые, палки пластмассовые гимнастические, мячи разного диаметра, набор кеглей, канат для перетягивания, флажки разноцветны и т.д. Продолжает пополняться выносной спортивный инвентарь для физической активности детей на участке в летний период.
В детском саду имеется эстетически оформленный музыкальный зал, он оснащен фортепиано, аудиоаппаратурой; комплектом детских музыкальных инструментов; набором ударных и шумовых народных инструментов.
В музыкальном кабинете имеются портреты композиторов, фонотека музыкальных произведений, декорации и костюмы для организации детских праздников, различные атрибуты для музыкально-ритмических этюдов и упражнений, музыкально-дидактические игры.
Объекты для проведения практических занятий
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:
Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками по освоению ими образовательной программы МБДОУ д/с «Соловушка", а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
В группах ДОУ организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей. Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, техническими средствами обучения. Предметно — пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, неоформленный материал («заместители»), используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
Объекты ДОУ для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:
· игровым и учебным оборудованием (игры, игрушки, учебные пособия),
· спортивным инвентарем ( мячи, скакалки, кольцебросы, массажные коврики и др),
· музыкальными инструментами (металлофоны, треугольники, трещетки, колокольчики и др.),
· учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, картинки),
· аппаратно-программные и аудиовизуальные средства (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты),
· печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии, и др.).
Игровой материал для возрастных групп подбирается с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа.
Для управления образовательным процессом и расширения возможности информирования социума в дошкольном учреждении созданы собственные информационные ресурсы: сайт, электронная почта; имеются электронные картотеки по определенным тематикам (музыка, краеведение, изобразительная деятельность и др.).
Библиотека
Библиотека, как самостоятельная структура, в детском саду отсутствует.
Методический кабинет имеет универсальный по составу фонд: нормативные, инструктивные и методические материалы, методическая и справочная литература, научно-педагогическая литература, периодические издания, детская и художественная литература,
дидактический и наглядный материал, брошюры.
Фонд методического кабинета доступен всем педагогам и специалистам учреждения и оказывает помощь в организации педагогического процесса, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.
Объекты спорта
Объекты спорта, находящиеся в ДОУ:
1. Музыкально-физкультурный зал; 2.Спортивные уголки во всех возрастных группах
Назначение спортивного оборудования |
Наименование спортивного оборудования |
Для ходьбы, бега |
Ребристая доска |
Массажные коврики |
|
Для равновесия |
Гимнастические скамейки |
Ребристая доска |
|
Канат |
|
Мешки с песком |
|
Для прыжков |
Скакалки |
Для бросания, ловли, метания |
Кегли |
Мечи разных диаметров |
|
Кольцебросы |
|
Мишени для метания |
|
Для ползания, подлезания |
Набор дуг для подлезания |
Обручи |
|
Для общеразвивающих упражнений |
Гантели |
Мячи разных диаметров |
|
Обручи |
|
Флажки |
|
Кубики |
|
Гимнастические палки |
|
Для спортивных игр |
Кегли |
Клюшки, шайбы |
|
Нетрадиционное спортивное оборудование |
Степы |
Массажные коврики |
|
Другое спортивное оборудование |
Маски для проведения подвижных игр |
Музыкальная колонка
|
Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты— цели, содержание, формы, методы.
В ДОУ имеются следующие средства обучения:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, микроскоп, песочные часы, весы, колбы, и т.д.);
- спортивное оборудование (скакалки, мячи, дуги для подлезания и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) , в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый кольцеброс, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.
На участке детского сада имеются: баскетбольные кольца, ворота для игры в футбол.
Игровые площадки оснащены: песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами для активной физической деятельности воспитанников.Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ.
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 3 компьютера, которые имеют выход в Интернет.
Контракт об оказании услуг передачи данных и телематических услуг связи (Интернет) заключен с провайдером Ростелеком.В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада.
Координация и информационно – методического обеспечения осуществляется методистом ДОУ.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
К электронным образовательным ресурсам доступ обучающихся не обеспечивается.
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ функционирует логопедический пункт для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Положение о логопедической помощи в МБДОУ д/с "Соловушка" г.Зернограда
О доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ д/с "Соловушка" созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:
• использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ);
• специальных методов обучения и воспитания;
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ созданы оптимальные организационно-педагогические условия направленные на полноценное и эффективное получение дошкольного образования всеми воспитанниками ДОУ. В штатном расписании ДОУ имеются учитель - логопед и педагог-психолог, которые проводят диагностику развития детей дошкольного возраста, оказывают коррекционную помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов. Также созданы условия для повышения педагогической компетентности воспитателей через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах. В течение учебного года в рамках образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возраста.
Информация о созданных условиях для получения образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных помещений
Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ оборудованы кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога, в которых систематизирован материал для проведения развивающей и коррекционной работы. В ДОУ имеется музыкальный зал с необходимым оборудованием: пианино, музыкальный центр.Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет. Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Администрация ДОУ работает над созданием доступной среды для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ: подключена кнопка вызова сотрудников (для инвалидов). Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета в образовательной организации отсутствуют. Доступ к учебным кабинетам, медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.