1. Название практики
Инновационный образовательный проект
«Формирование гражданско-патриотических компетенций дошкольников средствами проектной деятельности в условиях реализации ФГОС»
2. ФИО автора-разработчика
Ткаченко Галина Сергеевна
3. Населенный пункт
г.Зерноград
4. Должность
Старший воспитатель
5. Полное наименование образовательной организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Соловушка» г.Зернограда
6. Годы реализации
2019 – 2022 гг.
7. Аннотация практики (актуальность, оригинальность, результативность)
Актуальность:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., N 1155) определили качественно иное представление о том, каким на сегодняшний день должно быть содержание дошкольного образования и каким должен быть его образовательный результат.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой родине, возвращение к своим корням.
В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине.
С чего начинается Родина? Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился и вырос: его дом, станица, город, село, его край. По-разному рождается у человека чувство любви к Родине и причастности к ней. Но как бы ни возникло это чувство, нет ничего дороже Родины, красота которой открылась человеку однажды как чудо.
Воспитание любви к своей Родине, своему краю, родному городу – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог-гуманист В.А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось бы, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Мы живём в эпоху постоянных изменений. Дети современного времени очень отличаются от своих родителей и тем более от своих бабушек и дедушек. Сегодняшние дети быстрее нас ориентируются в современных технологиях.
Пробуждая в детях любовь к родной земле, важно построить образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок мог осознать себя частью большой страны. Подобрать и использовать такие технологии и методики, которые помогут ребёнку в процессе деятельности с родителями и воспитателем самому найти то ценное и важное, что поможет ему полюбить свою малую родину и всю страну, гордиться ею.
Успешность развития дошкольников на региональном материале становится неоспоримой, и она возможна только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
В связи с этим перед педагогическим коллективом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Соловушка» г. Зернограда встал вопрос о том, какие средства использовать для решения этих задач, которые будут увлекательны и доступны для современного ребёнка, чтобы обучение стало для него без принуждения? Какие современные технологии применить в работе с детьми, которые способствовали бы формированию таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Чтобы дать детям понимание, что Россия начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь, мы всем коллективом решили, что лучше проектной технологии и метода проектирования образовательного процесса нам не найти.
Организация проектной деятельности в рамках реализации регионального компонента является инновационной деятельностью в сфере дошкольного образования, реализации ФГОС ДО и значимой частью образовательной программы нашего детского сада.
Мы считаем, что метод проектов позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Реализация инновационного проекта позволяет создать условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, определения принципов педагогического сотрудничества семьи и ДОУ, разработки и внедрения новых форм и способов взаимодействия с семьей в соответствии с современными тенденциями развития образования и общества в целом.
Организуя работу с детьми в данном направлении, мы сформулировали и включили в образовательную программу цель и задачи по изучению регионального компонента с учётом запроса родителей их желания видеть в своих детях маленьких патриотов своей родины.
Результаты проекта:
Результатом реализации инновационного проекта «Формирование гражданско-патриотических компетенций дошкольников средствами проектной деятельности в условиях реализации ФГОС» являются следующие показатели:
Для воспитанников ДОУ:
- возросшая познавательная активность детей в ознакомлении с историко-культурными ценностями Донского края, родного города;
- сформированность представлений об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни народов Дона, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа;
- расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно значимых учреждений города, общение с интересными людьми;
- бережное отношение к природе родного края, результатам труда других людей;
- проявление интереса к событиям городской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивных видах.
Для педагогов:
- совершенствование умений проектировать и формировать модель образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- повышение уровня квалификации педагогов по вопросам инновационного подхода внедрения регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Для родителей:
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников образовательных отношений;
- повышенная активность соучастия в воспитательном процессе родителей в рамках реализации проекта.
Для ДОУ:
- создание положительного имиджа образовательного учреждения в местном социуме.
8. Ссылки на публикации (издания и в сети Интернет)
- Материалы на выставочной интернет площадке победителя Всероссийского открытого смотра-конкурса 2021-2022 «Детский сад года».
http://xn--i1abhfdjdffce6hb.xn--p1ai/lenta/users/id=255
- Инновационный образовательный проект ««Формирование гражданско-патриотических компетенций дошкольников средствами проектной деятельности в условиях реализации ФГОС» на сайте МБДОУ д/с «Соловушка» г. Зернограда
http://solovushka.ucoz.site/index/innovacionnaja_dejatelnost/0-77
Диссеминация практики (выступления на МО, конференциях, проведение мастер-классов и др.).
- 2020 г., Проведение мастер-классов в ДОУ, семинаров-практикумов.
-2021 г., Материалы на выставочной интернет площадке победителя Всероссийского открытого смотра-конкурса 2021-2022 «Детский сад года».
-2022 г., Выступление с презентацией на РМО воспитателей, проведение мастер-классов в ДОУ.