«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
1. Название практики: Опыт работы «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
2. Автор-разработчик: Коренченко Людмила Сергеевна, воспитатель МБДОУ д/с «Соловушка» г.Зернограда
3. Полное наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Соловушка» г.Зернограда
4. Годы реализации: 2022 – 2023 гг.
5. Аннотация практики:
Актуальность
Практикующие педагоги отмечают: у старших дошкольников часто имеются нарушения в речи; бедный словарный запас; дети не умеют составлять рассказ по картине; не умеют пересказывать прочитанное; им трудно выучить наизусть стихотворение.
В настоящее время – это является важной и трудноразрешимой задачей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов более глубокого продумывания методов, приёмов, технологий в образовательной деятельности, поэтому педагоги находятся в постоянном поиске. Для себя я отметила, что одной из интересных технологий, которая позволяет активизировать познавательную деятельность детей и способствует речевому развитию, является технология по составлению стихотворений нерифмованных – синквейн.
Оригинальность
Инновационные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста:
СИНКВЕЙН – один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способность критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Целью метода является стимулирование речевой активности детей через применение технологии синквейн.
Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько задач:
-придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
-закрепляет знания о частях речи, о предложении;
-значительно активизирует словарный запас;
-совершенствует навыки использования в речи синонимов;
-активизирует мыслительную деятельность;
-совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему – либо;
-стимулирует развитие творческого потенциала.
Является формой свободного творчества.
В чём же эффективность и значимость?
-Его простота. Синквейн могут составить все.
-В составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
-Синквейн является игровым приёмом.
-Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Алгоритм синквейна для детей, которые не могут читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.
Вариации заданий при обучении детей составлению дидактического синквейна.
- Составление синквейна по предметной картинке;
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в его состав);
- Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказке;
- Коррекция и совершенствование готового синквейна;
- «Синквейн – загадка» (без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих строк, её определить);
- «Сломленный синквейн» (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части)
Организационные формы работы с синквейнами:
1. Самостоятельно на практическом занятии.
2. В составе подгруппы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
3. В составе группы при участии педагога, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
Результативность:
Использование синквейна позволило более целенаправленно развить речь детей, обогатить их активный лексикон, закрепить навыки словообразования, сформировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
Применение данного метода позволило развивать у детей следующие умения и навыки: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
Использование синквейна оказало положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
Метод синквейн позволил создать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
6. Ссылки на публикации (издания и в сети Интернет)
Материалы на выставочной интернет площадке победителя Всероссийского открытого смотра-конкурса 2021-2022 «Детский сад года».
http://xn--i1abhfdjdffce6hb.xn--p1ai/lenta/users/id=255
Диссеминация практики (выступления на МО, конференциях, проведение мастер-классов и др.).
-2022 г., Материалы на выставочной интернет площадке победителя Всероссийского открытого смотра-конкурса 2021-2022 «Детский сад года».
-2023 г., Выступление с презентацией в ДОУ, мастер-класс и открытый показ педагогического мероприятия в старшей группе.