Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
В детском саду «Соловушка» в настоящее время функционируют 6 групп, которые посещают 122 воспитанника.
В помещении детского сада удобные групповые комнаты, музыкально-физкультурный зал, кабинеты специалистов.
Все групповые комнаты эстетично и с любовью оформлены сотрудниками детского сада. В группах имеется игровой материал для познавательного, музыкального и физического развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр и игр, способствующих развитию дошкольников в основных образовательных областях.
Музыкально-физкультурный зал всегда готов к встрече с нашими воспитанниками, их родителями и гостями дошкольного учреждения.
Зал оснащен фортепиано, аудиоаппаратурой; комплектом детских музыкальных инструментов; набором ударных и шумовых народных инструментов.
В музыкальном кабинете имеются портреты композиторов, фонотека музыкальных произведений, декорации и костюмы для организации детских праздников, различные атрибуты для музыкально-ритмических этюдов и упражнений, музыкально-дидактические игры.
Использование спортивного оборудования развивает у наших воспитанников ловкость, силу, выносливость.
Методический кабинет - здесь педагоги могут получить практическую помощь в организации работы с детьми. Оснащение методического кабинета включает в себя нормативно-правовое обеспечение воспитательно-образовательного процесса детского сада, современные образовательные программы и технологии, методические рекомендации по основным направлениям работы с дошкольниками, обобщенный педагогический опыт воспитателей, библиотеку методической и детской литературы. Кабинет оборудован мебелью, оснащен компьютером, ксероксом.
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в себя:
- книги для воспитателя (методическая и справочная литература),
- демонстрационный материал, дидактические пособия,
- книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. - книги совместного пользования.
Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие".
В кабинете педагога-психолога собрана нормативная и специальная документация, психолого-педагогическая литература, программы обработки и анализа психодиагностических данных, дидактические игры и пособия, материал к диагностическим методикам и тестам.
В кабинете учителя-логопеда проводится коррекция нарушений речевого развития в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников, консультирование родителей и педагогов. Кабинет оснащен необходимым дидактическим материалом и оборудованием для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий: магнитная доска, набор игрушек, развивающие и обучающие настольные игры, литература и дидактический материал для обследования и коррекционной работы (альбомы для обследования речи, логопедические тетради для автоматизации и дифференциации звуков, наборы предметных картин для развития словарного запаса по всем изучаемым лексическим темам, сюжетные картины и серии картин для развития связной речи, пособия для развития грамматического строя речи; игры и конструкторы для развития мелкой моторики).
Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием и инструментарием в соответствии с требованиями СанПиН.
Территория детского сада поделена на площадки, которые оборудованы теневыми навесами, игровыми комплексами, песочницами. Участок каждой группы оснащен игровым оборудованием, озеленен клумбами, деревьями и кустарниками.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
-
печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
-
электронные образовательные ресурсы (мультимедийные, энциклопедии и т.п.);
-
аудиовизуальные (слайды);
-
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
-
спортивное оборудование и т.п.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
-
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
-
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
-
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
-
сотворчество педагога и обучающегося;
-
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения;
-
учет методическими пособиями, демонстрационными материалами в соответствии с образовательной программой.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Средства обучения и воспитания
Физическое развитие
- Обручи пластмассовые
- Палки пластмассовые гимнастические
- Мячи разного диаметра
- Набор кеглей
- Дуги для подлезания
- Коврики массажные
- Корригирующая дорожка
- Скамейки для ходьбы
- Щиты для бросания
- Кольцеброс
- Мешочки для равновесия
- Скакалки детские
- Шнуры
- Канат для перетягивания
- Флажки разноцветные
- Ленты
Познавательное развитие
- Наборы тематических предметных карточек
- Серия демонстрационных сюжетных тематических картин
- Домино с цветными изображениями
- Шнуровки различного уровня сложности
- Игрушки-персонажи
- Набор плоскостных геометрических фигур
- Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм
- Дидактические игры
- Муляжи фруктов и овощей
- Вкладыши
- Пирамидки различной величины
Речевое развитие
- Наборы предметных карточек по темам
- Набор сюжетных карточек по темам
- Предметные игрушки-персонажи
- Комплекты детских книг по темам
- Иллюстрации к детской художественной литературе
Художественно-эстетическое развитие
- Магнитная доска
- Мольберт
- Изделия народных промыслов
- Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования
- Бумага для рисования
- Стаканчики
- Трафареты
- Кисточки
- Карандаши простые, цветные
- Мелки восковые
- Бумага цветная
- Картон цветной, белый
- Пластилин
- Доска для работы с пластилином
- Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями
- Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки)
- Металлофон
- Комплекты костюмов театрализованной деятельности
- Шапочки для театрализованной деятельности
- Ширма для кукольного театра настольная, напольная
- Игрушки-персонажи
- Флажки разноцветные
- Куклы
- Мишура
- Напольный конструктор деревянный
- Наборы настольного конструктора
Технические средства обучения
Экранно-звуковая аппаратура:
- Пианино
- Синтезатор
- Музыкальный центр
- Телевизор
Вспомогательные технические средства:
- Цифровой видеопроектор
- Экран
Носители информации:
- Тематические презентации
- Цифровые музыкальные аудиозаписи
- Фонотека, видеотека
О доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ д/с "Соловушка" созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:
• использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ);
• специальных методов обучения и воспитания;
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ созданы оптимальные организационно-педагогические условия направленные на полноценное и эффективное получение дошкольного образования всеми воспитанниками ДОУ. В штатном расписании ДОУ имеются учитель - логопед и педагог-психолог, которые проводят диагностику развития детей дошкольного возраста, оказывают коррекционную помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов.
Также созданы условия для повышения педагогической компетентности воспитателей через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах.
В течение учебного года в рамках образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возраста.
Информация о созданных условиях для получения образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
1.Наличие оборудованных учебных помещений
Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ оборудованы кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога, в которых систематизирован материал для проведения развивающей и коррекционной работы. В ДОУ имеется музыкальный зал с необходимым оборудованием: пианино, музыкальный центр.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет.
Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
2.Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Администрация ДОУ работает над созданием доступной среды для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ: подключена кнопка вызова сотрудников (для инвалидов). Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета в образовательной организации отсутствуют. Доступ к учебным кабинетам, медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
3.Условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ:
Создание отдельного меню не практикуется.
4. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ:
Организации образовательной деятельности данной категории детей осуществляется с учетом здоровья, а именно разработан щадящий режим дня, адаптированная образовательная программа. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
5. Наличие специальных технических средств
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.